Детский сад для всех

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ФГТ

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

(федеральные государственные требования к структуре  основной общеобразоательнй программы дошкольного образоания)

0

2

Особенности основной общеобразовательной программы ДОУ
в соответствии с ФГТ

Изменение структуры образовательной программы
и воспитательно-образовательного процесса ДОУ в соответствии с ФГТ

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ.

В настоящее время в соответствии с федеральными требованиями разрабатываются:
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

До ввода в действие этих двух программ методические рекомендации являются ВРЕМЕННЫМИ, а значит ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОУ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ, а сам период действия этих документов переходным.

Образовательная программа ДОУ рассматривается как модель организации образовательного процесса в ДОУ.

Перед составлением образовательной программы рекомендуется создать в ДОУ рабочую группу (старший воспитатель, психолог,  медицинский работник, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, воспитатель), которые досконально изучат: приказ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования», рекомендации по составлению Образовательной программы ДОУ и будут активно участвовать в составлении Программы.

В годовой план ДОУ необходимо включить постоянно действующий семинар-практикум для педагогов с примерным названием «Интеграция и реализация образовательных областей общеобразовательной программы», на котором познакомить педагогический коллектив с принципами построения  образовательной программы, направлениями работы, образовательными областями, их интеграцией и т.д.

Образовательная программа ДОУ должна соответствовать определенным принципам.

1. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
3. Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
4. Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
5. Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
6. Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Основные направления развития – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.

Программа состоит из двух частей:

обязательной части;
вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.

Рассмотрим структуру образовательной программы.

Пояснительная записка (расписана в Методических рекомендациях к ФГТ).
I. Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении:
- описание ежедневной организации жизни и деятельности детей (ФГТ п.3.2.);
- проектирование воспитательно-образовательного процесса (схема взаимодействия специалистов, модель образовательного процесса).
Модель образовательного процесса включает взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности.
2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.
«Физическая культура»,
«Здоровье»,
«Безопасность», 
«Социализация»,
«Труд»,
«Познание»,
«Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы»,
«Художественное творчество»,
«Музыка».

Реализация каждой области включает:
 цель образовательной области, задачи;
 модель, схему или таблицу «Связь с другими образовательными областями»;
 программное обеспечение;
 таблицу реализации образовательных областей в разных формах работы.

3. Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья).
Эта часть образовательной программы оформляется в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида и включает в себя деятельность по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. В этот раздел также включается подборка программ и технологий, используемых в ДОУ в соответствии с направлением коррекции.

4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

II. Региональный компонент, вариативная часть Программы отражает
 видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности;
 специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Кроме этого во второй части образовательной программы следует описать следующие разделы:
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.
Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста.
Особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания.

В каждом из перечисленных разделов представляется:
 режим работы,
 перечень программ, технологий и пособий,
 формы образовательной деятельности детей,
 результаты освоения Программы.

Раздел Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения включает в себя:
 Управление реализацией программы;
 Создание и обновление предметно-развивающей среды;
 Инновационную или экспериментальную работу;
 Формы сотрудничества с семьей;
 Преемственность в работе ДОУ и школы;
 Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.

0

3

Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий?

Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться в совместной деятельности детей с педагогом (непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в ходе режимных моментов),  самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности с семьей.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
В образовательной программе должна быть прописана реализация каждой образовательной области через различные формы.

0

4

Как планировать итоговые и промежуточные результаты освоения Программы?

Примерные итоговые результаты (портрет выпускника) описаны в ФГТ. При их составлении можно ориентироваться на результаты освоения детьми комплексной программы, по которой работает ДОУ, показатели развития детей также предложены в «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» авторского коллектива НИИ «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.
Во время переходного периода вариативность программ сохраняется, поэтому до принятия примерной основной общеобразовательной программы, мониторинг промежуточных результатов можно осуществлять с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением образовательной программе («Истоки», «Детство», «Радуга» и др.)
Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы. Таким образом, образовательная работа при 12-часовом пребывании детей будет занимать от 7,5 часов до 9,5. Из них от 6,5 до 7,5 часов на реализацию обязательной части и 2 часа на вариативную часть.

Желаем всем оптимизма и творческих успехов. Следует отметить, что в новой образовательной программе на самом деле не так много нового: образовательные области. А интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо.

0

5

Планирование раздела «Коммуникация»
в основной общеобразовательной программе дошкольного образования

в федеральных государственных требованиях к структуре  основной общеобразоательнй программы дошкольного образоания»  определены четырек основных направлениях развития детей:
• физическое развитие
• художественно-эстетическое развитие
• познавательно-речевое развитие
• социально-личностное развитие
Одной из вижных образовательных областей познавательно-речевого развития является «Коммуникация», помогающая в обеспечении равных стартовых возможностей для обучения детей.
Основное условие развития ребенка — общение-важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общение понимается взаимодействие людей,  направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.
С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейщих факторов его психического  развития. В дошкольном возрасте последовательно сменяются друг друга четыре формы общения ребенка со взрослым: ситуативно-личностное; ситуативно-деловое; внеситуативно-позновательное; внеситуативно-личностное.
Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе -коммуникативный. Ребенок избирательно относится ко взрослым, он осознает как к нему относятся и что от него ожидается. То что ребенок воспринял в семье, то он отражает в общении со сверстниками. И наоборот, приобретенные отношения со сверстниками приносятся в семью. Общение со сверстниками складывается в различных объединениях и в разных видах деятельности, и наличие у ребенка умений для общения.
     Группа детского сада -первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные  взаимотношения -дружесткие и конфликтные, есть дети с трудностями в общении. С возрастом отношения меняются, оцениваются не только по личностным и деловым качествам, но и по нравственным. Отношения дошкольника к сверстникам определяются характером общения с воспитателем детского сада. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношенияз детей между собой, в психологичесом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции отношений  со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребенка.
   В соответствии с современной научной концепцие дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного воспитания о признании саомоценности дошкольного периода детсства в примерной основной  общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е, Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. Одна из ведущих целей программы — формирование основ базовой культуры личности, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Для ее достижения первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье,  эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить из общительными, добрыми, лююознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• обеспечение участие семьи в жизни группы детского сада и дошкольного учреждения в целом.
Физическое воспитание. Программа предусматривает охрану жизни и укрепления здоровья ребенка, поддержание у него бодрого и жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов, пагубно отражающих на положительных взаимоотношениях детей в коллективе.
Умственное воспитание в программе организовано на принципах коммуникативно-позновательной деятельности детей. Оно обеспечивает:
• формирование превоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я  в детском саду» «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.);
• формирование первноначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека и т.д) о деятельности людей, явлениях общественной жизни;
• формирование экологических представлений,  ценостных основ отношения к окружающему миру.
Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие устной речи: даилогической речи, формирование культуры речевого общения. Воспитатель развивает самостоятельную, активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.
Нравственное воспитание. Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, городу, к своей стране, толерантнорсти.
В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические  представления, навыки культурного поведения,  социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
      Пути решения задач нравственного воспитания — уважительное отношение педагога к каждому ребенку, эмоционально-позитивное общение детей друг с другом, организация повседневной совместной творческой деятельности детей и взрослых. Опираясь на жти принципы, воспитатель формирует у детей  социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства,  коллективные взаимоотношения, создает благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы и доброты.
     Трудовое воспитание — важнейшее средство формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития интереса к труду взрослых, подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.
Художественная литература. Литературный материал программы учит детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая из с поступками персонажей литературных произведений, поощряет стремление ребят избавиться от недостойных привычек,  подражать положительным героям; побуждает обмениваться мнениями друг с другом по поводу прочитанного.
    Игровая деятельность. Игра является важнейшей и наиболее эффективной формой социализации ребенка. Умение распределять роли, договариваться, играть дружно, выполняя установленные правила игры, самостоятельно организовывать разнообразные игры является показателем уровня развития коммуникативной культуры.

0