(федеральные государственные требования к структуре основной общеобразоательнй программы дошкольного образоания)
ФГТ
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться22011-05-09 17:42:08
Особенности основной общеобразовательной программы ДОУ
в соответствии с ФГТ
Изменение структуры образовательной программы
и воспитательно-образовательного процесса ДОУ в соответствии с ФГТ
В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ.
В настоящее время в соответствии с федеральными требованиями разрабатываются:
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
До ввода в действие этих двух программ методические рекомендации являются ВРЕМЕННЫМИ, а значит ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОУ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ, а сам период действия этих документов переходным.
Образовательная программа ДОУ рассматривается как модель организации образовательного процесса в ДОУ.
Перед составлением образовательной программы рекомендуется создать в ДОУ рабочую группу (старший воспитатель, психолог, медицинский работник, музыкальный руководитель, воспитатель по физкультуре, воспитатель), которые досконально изучат: приказ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования», рекомендации по составлению Образовательной программы ДОУ и будут активно участвовать в составлении Программы.
В годовой план ДОУ необходимо включить постоянно действующий семинар-практикум для педагогов с примерным названием «Интеграция и реализация образовательных областей общеобразовательной программы», на котором познакомить педагогический коллектив с принципами построения образовательной программы, направлениями работы, образовательными областями, их интеграцией и т.д.
Образовательная программа ДОУ должна соответствовать определенным принципам.
1. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
3. Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
4. Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
5. Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
6. Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Основные направления развития – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.
Программа состоит из двух частей:
обязательной части;
вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.
Рассмотрим структуру образовательной программы.
Пояснительная записка (расписана в Методических рекомендациях к ФГТ).
I. Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении:
- описание ежедневной организации жизни и деятельности детей (ФГТ п.3.2.);
- проектирование воспитательно-образовательного процесса (схема взаимодействия специалистов, модель образовательного процесса).
Модель образовательного процесса включает взаимосвязь основных направлений работы, видов деятельности детей, образовательных областей, форм образовательной деятельности.
2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.
«Физическая культура»,
«Здоровье»,
«Безопасность»,
«Социализация»,
«Труд»,
«Познание»,
«Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы»,
«Художественное творчество»,
«Музыка».
Реализация каждой области включает:
цель образовательной области, задачи;
модель, схему или таблицу «Связь с другими образовательными областями»;
программное обеспечение;
таблицу реализации образовательных областей в разных формах работы.
3. Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья).
Эта часть образовательной программы оформляется в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида и включает в себя деятельность по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. В этот раздел также включается подборка программ и технологий, используемых в ДОУ в соответствии с направлением коррекции.
4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
II. Региональный компонент, вариативная часть Программы отражает
видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности;
специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Кроме этого во второй части образовательной программы следует описать следующие разделы:
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.
Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста.
Особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания.
В каждом из перечисленных разделов представляется:
режим работы,
перечень программ, технологий и пособий,
формы образовательной деятельности детей,
результаты освоения Программы.
Раздел Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения включает в себя:
Управление реализацией программы;
Создание и обновление предметно-развивающей среды;
Инновационную или экспериментальную работу;
Формы сотрудничества с семьей;
Преемственность в работе ДОУ и школы;
Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.
Поделиться32011-05-09 17:45:46
Как быть с занятиями? Остается ли расписание занятий?
Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться в совместной деятельности детей с педагогом (непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности с семьей.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
В образовательной программе должна быть прописана реализация каждой образовательной области через различные формы.
Поделиться42011-05-09 17:46:52
Как планировать итоговые и промежуточные результаты освоения Программы?
Примерные итоговые результаты (портрет выпускника) описаны в ФГТ. При их составлении можно ориентироваться на результаты освоения детьми комплексной программы, по которой работает ДОУ, показатели развития детей также предложены в «Примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» авторского коллектива НИИ «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.
Во время переходного периода вариативность программ сохраняется, поэтому до принятия примерной основной общеобразовательной программы, мониторинг промежуточных результатов можно осуществлять с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением образовательной программе («Истоки», «Детство», «Радуга» и др.)
Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы. Таким образом, образовательная работа при 12-часовом пребывании детей будет занимать от 7,5 часов до 9,5. Из них от 6,5 до 7,5 часов на реализацию обязательной части и 2 часа на вариативную часть.
Желаем всем оптимизма и творческих успехов. Следует отметить, что в новой образовательной программе на самом деле не так много нового: образовательные области. А интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо.
Поделиться52011-05-09 17:48:10
Планирование раздела «Коммуникация»
в основной общеобразовательной программе дошкольного образования
в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразоательнй программы дошкольного образоания» определены четырек основных направлениях развития детей:
• физическое развитие
• художественно-эстетическое развитие
• познавательно-речевое развитие
• социально-личностное развитие
Одной из вижных образовательных областей познавательно-речевого развития является «Коммуникация», помогающая в обеспечении равных стартовых возможностей для обучения детей.
Основное условие развития ребенка — общение-важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общение понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.
С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейщих факторов его психического развития. В дошкольном возрасте последовательно сменяются друг друга четыре формы общения ребенка со взрослым: ситуативно-личностное; ситуативно-деловое; внеситуативно-позновательное; внеситуативно-личностное.
Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе -коммуникативный. Ребенок избирательно относится ко взрослым, он осознает как к нему относятся и что от него ожидается. То что ребенок воспринял в семье, то он отражает в общении со сверстниками. И наоборот, приобретенные отношения со сверстниками приносятся в семью. Общение со сверстниками складывается в различных объединениях и в разных видах деятельности, и наличие у ребенка умений для общения.
Группа детского сада -первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимотношения -дружесткие и конфликтные, есть дети с трудностями в общении. С возрастом отношения меняются, оцениваются не только по личностным и деловым качествам, но и по нравственным. Отношения дошкольника к сверстникам определяются характером общения с воспитателем детского сада. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношенияз детей между собой, в психологичесом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребенка.
В соответствии с современной научной концепцие дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного воспитания о признании саомоценности дошкольного периода детсства в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е, Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. Одна из ведущих целей программы — формирование основ базовой культуры личности, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Для ее достижения первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить из общительными, добрыми, лююознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• обеспечение участие семьи в жизни группы детского сада и дошкольного учреждения в целом.
Физическое воспитание. Программа предусматривает охрану жизни и укрепления здоровья ребенка, поддержание у него бодрого и жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов, пагубно отражающих на положительных взаимоотношениях детей в коллективе.
Умственное воспитание в программе организовано на принципах коммуникативно-позновательной деятельности детей. Оно обеспечивает:
• формирование превоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду» «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.);
• формирование первноначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека и т.д) о деятельности людей, явлениях общественной жизни;
• формирование экологических представлений, ценостных основ отношения к окружающему миру.
Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие устной речи: даилогической речи, формирование культуры речевого общения. Воспитатель развивает самостоятельную, активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.
Нравственное воспитание. Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, городу, к своей стране, толерантнорсти.
В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Пути решения задач нравственного воспитания — уважительное отношение педагога к каждому ребенку, эмоционально-позитивное общение детей друг с другом, организация повседневной совместной творческой деятельности детей и взрослых. Опираясь на жти принципы, воспитатель формирует у детей социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, создает благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы и доброты.
Трудовое воспитание — важнейшее средство формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития интереса к труду взрослых, подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.
Художественная литература. Литературный материал программы учит детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая из с поступками персонажей литературных произведений, поощряет стремление ребят избавиться от недостойных привычек, подражать положительным героям; побуждает обмениваться мнениями друг с другом по поводу прочитанного.
Игровая деятельность. Игра является важнейшей и наиболее эффективной формой социализации ребенка. Умение распределять роли, договариваться, играть дружно, выполняя установленные правила игры, самостоятельно организовывать разнообразные игры является показателем уровня развития коммуникативной культуры.