Детский сад для всех

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Детский сад для всех » На старже здоровья малышей » Здоровый образ жизни


Здоровый образ жизни

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Здоровый образ жизни - это образ жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека, а, следовательно, и населения страны в целом. Поэтому здоровый образ жизни (ЗОЖ) рассматривается не только как медицинская, но и как социально-экономическая проблема.

По оценкам специалистов состояние здоровья населения зависит на 25-50% от образа жизни, на 25-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% от гигиенических факторов и только на 10% от деятельности служб здравоохранения.

ЗОЖ включает в себя отказ от вредных привычек, поведение, способствующее повышению защитных свойств организма. Это оптимальный режим труда и отдыха, рациональное питание и двигательный режим, физическая культура, закаливание, соблюдение личной гигиены, гигиены супружеских отношений, медицинская активность (диспансеризация), позитивное экологическое поведение.

С педагогической точки зрения наиболее легко и стойко гигиенические навыки формируются у детей младшего дошкольного возраста. В этой связи следует начинать общее гигиеническое воспитание с 2-3-летнего возраста. В этом возрасте удобной и хорошо воспринимаемой формой подачи информации является игра, мультипликационные фильмы и другие виды словесной и визуальной информации, адаптированной к младшему возрасту.

Следует выделить некоторые аспекты гигиенического воспитания детей: формирование навыков по уходу за полостью рта, кожей, половыми органами, органами дыхания, пищеварения, опорно-двигательным аппаратом, органами зрения, сердечно-сосудистой системой и др.

Гигиена кожи

Со второго года жизни детям начинают прививать гигиенические навыки по уходу за своим телом: правильно умываться, мыть руки перед едой и при всяком их загрязнении (после игры с песком, общения с животными, после посещения туалета, перед едой и т.д.), причесываться. Ребенку коротко стригут ногти, следят за их чистотой. Многие дети не умеют правильно вытираться - они даже не разворачивают полотенце, а вытирают лицо, руки, скомкав полотенце. Необходимо привить навык правильно вытираться, приучить ребенка ничего не делать второпях. Ребенок должен сам уметь вычищать нос. Почистить уши для него еще сложно, потому что он может поранить барабанную перепонку. Туалет уха дошкольника должны проводить родители.

Перед отходом ко сну ребенок должен помыть ноги, желательно холодной водой - это не только важная гигиеническая процедура, но и процедура закаливающая. Необходимо обратить внимание, чтобы у ребенка была своя расческа, которая должна храниться в индивидуальном ящике. Волосы у девочек должны быть заплетены.

Гигиена органов дыхания

Гигиена органов дыхания включает соблюдение режима дня, занятия физкультурой, закаливание, лечение болезней, ослабляющих детский организм (анемия, рахит, гипотрофия), достаточно свободная одежда, не стесняющая движения грудной клетки, массаж, хорошая вентиляция помещений стимулируют воздухообмен и кровоток в легких, способствуя профилактике воспалительных явлений. Необходимо обратить внимание как дышит ваш ребенок. Правильное дыхание - через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие и извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и согревается. При дыхании через рот затрудняются нормальный ритм и глубина дыхания, а прохождение воздуха в легкие в единицу времени уменьшается. Нарушение носового дыхания отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка: он бледнеет, становиться вялым, легко утомляется, плохо спит, страдает головными болями, физическое и психическое развитие его замедляется.

Большое значение имеет отсутствие резких колебаний температуры воздуха и пищи. Не следует выводить детей из сильно нагретых помещений или после горячей ванны на холод, разрешать пить холодные напитки или есть мороженное в разгоряченном состоянии. Надо следить за тем, чтобы дети длительное время громко не разговаривали, не пели, не кричали и не плакали, особенно в сырых, холодных и пыльных помещениях или на прогулках в сырую и холодную погоду.

Гигиена органов пищеварения

Согласованной работе органов пищеварения и пищеварительных желез способствует режим питания. К четко установленному времени приема пищи активность пищеварительных желез возрастает, они начинают вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу, которая хорошо обрабатывается и усваивается организмом.

Важно, чтобы ребенок перед уходом в детский сад не получал завтрак. Даже небольшое количество съеденной пищи снижает аппетит и нарушает дальнейший ритм пищеварения. Очень важно, чтобы трехразовое питание детей в дошкольном учреждении обязательно дополнялось четвертым приемом пищи дома (ужином). Следует бороться с "кусочничеством", когда взрослые, пришедшие за ребенком в детское учреждение, тут же дают ему в руки булку, печенье или конфету, перебивая, таким образом аппетит перед ужином. Многие функциональные отклонения и даже заболевания органов пищеварения могут быть обусловлены хроническими стрессами, тревогой, депрессивными переживаниями ребенка, тяжелой адаптацией к условиям дошкольного учреждения.

Для нормальной деятельности органов пищеварения и общего хорошего самочувствия ребенка важно с первых месяцев его жизни вырабатывать привычку опорожнять кишечник в одно и тоже время.

Гигиена органов мочевыделения у детей

Ребенок начинает ощущать наполнение мочевого пузыря с 6-12 месяцев, с этого возраста возможно обучение гигиеническим навыкам. Некоторые дети достаточно рано, уже на 2 году жизни, сообщают о своем желании помочиться, у некоторых детей формирование этого навыка задерживается до двух-двух с половиной лет. Большое значение имеет отношение взрослых к обучению ребенка навыкам опрятности: при безразличном отношении, а часто и напротив - при слишком активной заинтересованности и давлении на ребенка становление этого навыка может задерживаться. Очень важно, чтобы "приучение к горшку" не было связано у ребенка с отрицательными переживаниями - в противном случае нередко развиваются тревожные и протестные реакции, привычка надолго задерживать мочеиспускание.

Гигиена половых органов

Гигиена половых органов в дошкольном возрасте необходима предупреждения их инфицирования и развития воспалительного процесса. И мальчики, и девочки независимо от возраста нуждаются в соблюдении чистоты половых органов, ежедневном подмывании. У девочек все гигиенические манипуляции должны совершаться по направлению спереди назад для предупреждения заноса микроорганизмов из прямой кишки на половые органы. Мальчикам ежедневно нужно тщательно промывать все складки члена, в которых в противном случае создаются условия для развития инфекции. Дети даже 3-5 летнего возраста еще не могут достаточно тщательно обработать туалетной бумагой анальное отверстие; и остатки кила могут привести к очень неприятному раздражению кожи, слизистой оболочки и даже к трещинам заднего прохода. Подмываться необходимо после опорожнения кишечника, а так же 1-2 раза в день в летнее время.

Состояние сердца и сосудов во многом зависит от общего состояния ребенка, его физического и эмоционального тонуса. Рациональный режим жизни, физическое воспитание и закаливание способствуют укреплению сердечной мышцы, нормализуют тонус сосудов. Предупреждение инфекционных заболеваний, нередко влекущие за собой осложнения со стороны сердца, служит профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний.

0

2

Грипп: можно ли уберечься во время эпидемии?
Грипп - массовое инфекционное заболевание известное с давних времен. Впервые грипп еще описал Гиппократ. Возбудителями болезни являются вирусы 3 типов (А, В, С). Гриппом болеют повсеместно и круглогодично, однако пик заболеваемости приходится на зимне-весенний период. Во время эпидемий заболеваемость гриппом повышается в 10-20 раз, увеличивается число тяжелых форм и возрастает смертность.

Симптомы. Заболевание протекает с повышением температуры тела до 38.5-40 С и выше, с признаками выраженной интоксикации (сильной головной болью, ломотой во всем теле, снижением аппетита), с сухим кашлем, болями за грудиной. В тяжелых случаях могут отмечаться менингеальные симптомы, бред, галлюцинации, нарушение сознания, судороги; возможны носовые кровотечения, мелкие кровоизлияния в области лица, шеи, верхней части туловища. Если присоединяется бактериальная инфекция, даже при нетяжелых формах гриппа могут развиваться гнойные осложнения: отиты, синуситы, ларинготрахеобронхиты, пневмонии. Из осложнений со стороны нервной системы следует отметить поражение мозговых оболочек и вещества головного мозга (менингит, энцефалит).

Гипертоксическая форма гриппа протекает с внезапным началом, молниеносным течением и, соответственно, высокой смертностью.

После перенесенного гриппа, особенно тяжелых форм, длительно (в течение нескольких недель) сохраняется постинфекционный астенический синдром: ребенок быстро утомляется, становится капризным, у него нарушается сон, ослабляются внимание и память.

С целью повышения устойчивости организма ребенка к гриппу проводят неспецифическую сезонную профилактику, которая включает применение в осенне-зимний период поливитаминов, препаратов растительного происхождения (эхинацеи, элеутерококка, женьшеня), интерферона, а также смазывание слизистой оболочки носа оксалиновой мазью.

Для профилактики гриппа после контакта с больным в семье, детском коллективе рекомендуется использовать интерферон лейкоцитарный человеческий (по 3-5 капель в каждый носовой проход 4 раза в сутки).

Для того чтобы не находиться в постоянном напряжении и ожидании начала эпидемии, целесообразно перед началом сезонного повышения заболеваемости гриппом провести специфическую профилактику, то есть сделать прививку. Прежде всего, прививка против гриппа необходима детям, которые больше других рискуют заболеть, - дошкольникам и школьникам, страдающим хроническими заболеваниями, часто болеющим ОРЗ. После введения вакцины против гриппа иммунитет формируется через 10-14 дней, поэтому вакцинацию рекомендуется проводить осенью, заканчивать за 2 недели до предполагаемого начала эпидемии. Привитые дети в редких случаях могут заболеть гриппом. Однако заболевание у них протекает не тяжело, а риск развития осложнений минимальный. Противопоказаниями для применения всех вакцин против гриппа являются аллергия к белкам куриного яйца, отмечавшиеся в прошлом аллергические реакции на любую гриппозную вакцину, тяжелые прогрессирующие заболевания нервной системы.

Вакцинация детей возможна с 6-месячного возраста следующими препаратами:

Агриппал S1 (Италия),
Бегривак (Германия),
Ваксигрипп (Франция),
Инфлювак (Нидерланды),
Флюарикс (Бельгия),
Гриппол (Россия).

Обратитесь к врачу, если у ребенка появились симптомы гриппа!

0

3

Ветряная оспа
Возбудителем ветряной оспы является герпетический вирус. Больной человек является единственным источником инфекции от начала заболевания и до 4-го дня после появления последних высыпаний. С током воздуха вирус может распространяться на большие расстояния по вентиляционным ходам и лестничным клеткам с этажа на этаж. Болеют ветряной оспой преимущественно дети дошкольного возраста. Характерна осенне-зимняя сезонность подъема заболеваемости.

Инкубационный период ветряной оспы - от 11 до 21 дня. Заболевание начинается остро с повышения температуры тела до 38,5 градусов и появления сыпи: мелкие красные пятна, которые превращаются в пузырьки. Затем пузырьки высыхают, образуя корочки, которые отпадают на 1-3-й неделе болезни. Высыпания располагаются на всей поверхности кожи, включая волосистую часть головы, кроме ладоней и подошв. Общее состояние страдает незначительно, может быть слабость, головная боль.

Противоэпидемический режим

1. Больного ветряной оспой изолируют с момента заболевания и до 5-го дня с момента последнего высыпания.
2. Контактировавшие дети в возрасте до 7 лет не допускаются в детские учреждения с 11-го и по 21-й дни контакта.
3. Заключительная дезинфекция не проводится, но необходимы проветривание и влажная уборка помещения.

Лечение на дому

Рекомендуется соблюдать постельный режим в течение всего острого течения болезни (5 - 6 дней) даже при наличии нормальной температуры. Питание должно быть полноценным и соответствовать возрасту. После приема пищи следует тщательно прополаскивать рот. Во время болезни следует избегать контактов с другими людьми.

Ребенку необходимо обеспечить смену белья, в том числе последнего. Больного следует подмывать и купать в кипяченой воде с добавлением марганцевокислого калия (светло-розового цвета) 2-3 раза в неделю. После купания кожу ребенка необходимо обсушить свежепроглаженной простыней и смазать пузырьки антисептиком.

Для предупреждения инфицирования элементов сыпи пузырьки обрабатывают 1% спиртовым раствором бриллиантовой зелени или 10% раствором марганцевокислого калия.

Убедите ребенка не расчесывать сыпь. Это может привести к вторичной инфекции, и после болезни на коже останутся следы, что особенно неприятно на лице. Подстригите ребенку ногти или наденьте ему перчатки, чтобы он меньше расчесывал пузырьки.

Ежедневно осматривайте сыпь. Она может распространяться на полость рта и влагалище, но большая часть находиться на лице и теле. Регулярно измеряйте температуру.

Обратитесь к врачу, если у ребенка появились симптомы ветряной оспы!

0


Вы здесь » Детский сад для всех » На старже здоровья малышей » Здоровый образ жизни